Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

21 Сентябрь, 2017, 02:27:31
 

 Мистика Санкт-Петербурга

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Iaroslav

  • Имперская
    администрация
  • Форумный гуру
  • ****
  • Сообщений: 2381
  • Репутация. +49/-0
    • Просмотр профиля

Мистика Санкт-Петербурга

« : 12 Октябрь, 2010, 15:45:14 »

У всех больших и малых городов есть своя тайная, мистическая, страшная история. И в каждом городе есть ее летописцы.
Санкт – Петербург загадочный и мистический город …
Сегодня предлагаю совершить прогулку по мистическим местам города на Неве...

Крыша дома № 4 на Гороховой улице

Лидер рок-группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина влюбилась в Питер с первого взгляда. Она не побоялась оставить родителей, университет и переехать из родного Магадана в совершенно незнакомый город. Но, чтобы Питер принял ее, пришлось пройти инициацию - посвящение. Питерские друзья сказали Диане, что для этого нужно забраться на самую главную крышу города – крышу дома № 4 по Гороховой улице.

Диана Арбенина, музыкант: «Ты идешь тайком по лестнице, очень тихо пробираешься на последний этаж, а потом выходишь на маленький пятачок, откуда видно весь город. Там очень высоко – ты вровень Исаакиевскому собору. Эта крыша настолько проникновенное место, она даже стала местом паломничества наших фанатов. Потому что именно здесь, я считаю, началась группа «Ночные снайперы»».

Теперь певица уверена, что крыши – это самые мистические места в Санкт-Петербурге, здесь сбываются все желания. Сразу после этого восхождения на питерскую крышу Диана познакомилась со Светланой Сургановой. Так родилась группа «Ночные снайперы». Никому не известные девушки всего за два года покорили не только Питер, но и всю страну. Считается что эта крыша никогда не пустит на себя злых людей.



Малый проспект Васильевского острова

Анна Сумарокова живет в коммунальной квартире, расположенной на самом последнем этаже старого дома на Малом проспекте Васильевского острова. Поздно ночью она услышала в коридоре странные звуки и пошла посмотреть, что там происходит. Там она увидела небольшую полупрозрачную фигуру. Анна Сумарокова говорит, что эта фигура была похожа на 7-летнего мальчика, только он был весь черный – руки, ноги, лицо. Женщина испугалась и попыталась закрыть дверь. Но мальчик сунул руку между дверью и косяком. Анна хотела закричать, но не смогла издать ни звука. Тогда она из последних сил захлопнула дверь в коридор, и привидение осталось там.

Анна так и не поняла, зачем к ней приходил черный мальчик. Исследователи говорят, что привидения в Петербурге – не редкость. Они считают, что это явление связано с массовой гибелью людей при строительстве города. Эти приведения приходят к нам чтобы предупредить нас, уберечь от бед. Или наоборот….

Смоленское кладбище.

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) - легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.

Сейчас на Смоленку лучше идти ночью и в будние дни, Идти от входа в глубь кладбища, а потом резко на лево, там кладбище будет по спокойнее, может быть вы встретите даже пару готов… Но если же вы хотите максимум приключений, то главного входа поверните направо….



Петропавловская крепость

Половина домов современного Петербурга находится в аномальных зонах. Причем, 10% расположены в так называемых «гиблых местах». Об этом люди знали давно, поэтому существовал обычай тщательно проверять место перед началом строительства какого-либо здания. Использовался следующий метод: там, где собирались что-нибудь построить, подвешивали куски сырого мяса. Если оно загнивало, дом не строили.

В Петербурге есть целые районы, которые построены на месте бывших языческих святилищ. Одним из таких мест является Петропавловская крепость.

Павел Глоба, астролог: «Петропавловская крепость была построена на месте древнего языческого храма. Там совершались жертвоприношения. Существует легенда, что самое первое жертвоприношение здесь совершил Петр I. Также над этим местом кружились орлы. Петр считал их вестниками потусторонних миров, подкармливал и охранял. Он отдал приказ о строительстве Петропавловской крепости, только после того, когда орлы сделали два круга над этим местом».



Канал Грибоедова

Несколько лет назад коренная петербурженка Татьяна Сырченко, редактор питерской газеты «Аномалия», заблудилась в самом людном и оживленном месте Питера – у канала Грибоедова. Ей нужно было попасть с одного берега канала на другой, то есть всего-то пройти вдоль набережной – дело пяти минут. Она шла сначала в одну сторону, потом решила, что ей нужно в другую, потом снова пошла обратно. Татьяна очень-очень долго шагала по набережной и попадала в какие-то незнакомые места, но везде висели таблички «канал Грибоедова» - женщина вроде как держалась верного направления. Она так и не попала туда, куда ей нужно, и вернулась на исходную точку.

Специалисты считают, что человек может легко заблудиться, если провалится в пространстве. Произойти это может где угодно, с кем угодно и когда угодно.



Здание Двенадцати коллегий.

Жители Санкт-Петербурга часто недоумевают, почему здание Двенадцати коллегий было построено не вдоль набережной Невы, а перпендикулярно к ней. Ведь оно всегда обладало большой общественной значимостью и могло бы стать композиционным центром Университетской набережной. Существует легенда, объясняющая это странное расположение здания.
Согласно этой легенде, Петр Первый, вынужденный уехать из строящегося Петербурга, поручил своему ближайшему помощнику, Александру Меншикову, наблюдать за ходом строительства Двенадцати коллегий. Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.
Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным. В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе - дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено



Михайловский замок

Михайловский замок - одно из самых таинственных мест Петербурга. Он был построен по приказу императора Павла Первого, но Павел прожил в этом замке всего 40 дней, так как был убит собственными сподвижниками в своей спальне. В течение всей своей жизни Павел боялся покушений, и именно поэтому, отказавшись жить в официальной резиденции Российских монархов, Зимнем Дворце, хотел построить собственный, “безопасный” дворец, окруженный глубокими рвами. Однако это не помогло. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, в котором до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений.
Одна из легенд Михайловского замка по-своему объясняет его необычный, несвойственный для Петербургской архитектуры цвет. По преданию, однажды Павел присутствовал на балу, где была и его будущая фаворитка - Анна Лопухина. Во время одного из танцев она обронила перчатку, и Павел, как истинный рыцарь, наклонился, чтобы поднять ее. Рассмотрев перчатку поближе, он удивился ее странному красно кирпичному цвету. Этот оттенок так понравился Императору, что он тут же отправил перчатку архитектору Михайловского замка и приказал взять ее цвет за образец.
Замок не принес Павлу ни мира, ни счастья. Согласно преданиям, Император предчувствовал свою судьбу, и в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, прошептал: “Чему быть, того не миновать”.
После смерти Павла замок был заброшен: члены императорской семьи не желали жить в нем. До сегодняшнего дня Михайловский замок остается одним из самых загадочных мест в Петербурге, привлекая посетителей, которые надеются проникнуть в тайны этого места.



Медный всадник.

Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает “всадника Апокалипсиса”, несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.
Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки находят возможным, что это - именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.
Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой. В первый раз он воскликнул: “Все Божье и мое!”, и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: “Все Божье и мое!”, и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: “Все мое и Божье!” В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.


©Пруфлинк.

Оффлайн Iaroslav

  • Имперская
    администрация
  • Форумный гуру
  • ****
  • Сообщений: 2381
  • Репутация. +49/-0
    • Просмотр профиля

Мистика Санкт-Петербурга

« Ответ #1 : 12 Октябрь, 2010, 15:45:44 »
Приведения, Призраки, Самоубийцы, Покойники…

Одно из самых курьезных петербургских приведений появилось после Октября 1917 г. в Кунсткамере. По приказу императора там был выставлен скелет человека огромного роста. После Октябрьской революции некоторые экс­понаты музея, в том числе и череп гигант­ского скелета, куда-то пропали. Смотрители музея стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит этот самый призрак. Он ищет свой череп! С этим приведением неоднократно сталкивались многие работники Кун­сткамеры, в том числе и директор Рудольф Итс (ныне покойный).
Однако кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет дейст­вовал на нервы, и проблему решили довольно оригинальным способом: скелету предложили чужой череп. Призраку сей «сувенир» пришелся по вкусу, и он перестал блуждать по ночам.

Свои привидения есть в Петропавловской крепости. Души пятерых декабристов, казненных летом 1826 г., тоже ведут себя беспокойно. Очевидцы рассказывают о стонах, доносящихся с места казни, и о неясных очертаниях пяти человеческих фигур.

Еще один известный призрак Петербурга – призрак Петра Великого. По легенде, император сам выбрал то место, где будет стоять памятник. Во время одной из прогулок Павла I призрак Петра явился к нему в шляпе и плаще. Когда они подошли к Сенат­ской площади, Петр сказал: «Павел, прощай, но ты снова увидишь меня здесь».

Больше всего призраков после себя оставила эпоха Павла I. Способствовало этому, видимо, то, что император и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события. И если призрак Петра I появляется в силу какой-либо общественной необходимости, то приведение Павла I материализуется в силу личных особенностей самого мистического и непредсказуемого императора. Вот уже сколько лет в Михайловском замке бродит его дух, до сих пор не нашедший покоя.



В знаменитом доме на Гороховой обитает дух Распутина. Как утверждают обитатели дома, он не только никому не мешает, но и «следит за порядком в квартирах». И лишь иногда позволяет себе немного похулиганить.

Одним из самых жутких питерских призраков прошлого является призрак Софьи Перов­ской. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляются размытые очертания молодой женщины с белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.

И последний миф, про Самоубийц и покойников.

Двухэтажный особняк в Песках считался среди окрестных жителей “Клубом самоубийц”. По ночам из его окон доносились стоны и похоронная музыка.
Также нехорошей славой пользовался дом на Большой Дворянской улице. Говорили, что в нем собираются “замаскированные покойники” и при тусклом свете черепов, пустые глазницы которых горят неземным светом, играют в карты, притом окна, двери и ворота этого дома всегда закрыты.



Малоохтинское кладбище

Малоохтинское кладбище - последнее пристанище колдунов, алхимиков и самоубийц - издавна славилось дурной репутацией. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Многие в такую пору созерцали невесть откуда взявшийся молочно-белый туман, словно покрывалом окутывающий высокую траву, а в воздухе явственно ощущали запах ладана. Но, порой происходят тут и более таинственные, а порой даже страшные вещи.

О Малоохтинском кладбище ходит много мифов и легенд. Существует интересная история о появлении первой кладбищенской рекламы. В 1898 году на ограде одной из могил появилась надпись: «На вечную память о Лукерье Сидоровой. Решетку вокруг могилы делал опечаленный муж покойной, кузнец, проживающий на Малой Охте и принимающий заказы на подобные работы. Беру дешево и работаю добросовестно». Подобную пиар-акцию со стороны безутешного супруга вошла в историю, ее с негодованием осудила «Петербургская газета» от 20 января 1898 года.

Помимо таких маленьких любопытных фактов о Малоохтинском кладбище имеется еще несколько интересных, но непроверенных легенд. Например, ранее существовало мнение, что на нем хоронили не только старообрядцев, но и различных «лихих людей», вроде алхимиков и самоубийц, которых православная церковь запрещала для захоронения на святой земле. Рассказывали, что ночами там нередко слышатся страшные стоны, стук и скрежет и видны странные оптические явления в виде светящихся силуэтов и бело-голубых шаров.



Говорят, что еще на одном питерском кладбище - Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью. Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца. И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку...

Александро-Невская лавра

Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга - Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мираю
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "ПЬЯНЫМ могильщиком". Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!



Ну а верить ли в эти рассказы?- Это право читателя...
©Пруфлинк.

Оффлайн Iaroslav

  • Имперская
    администрация
  • Форумный гуру
  • ****
  • Сообщений: 2381
  • Репутация. +49/-0
    • Просмотр профиля

Мистика Санкт-Петербурга

« Ответ #2 : 12 Октябрь, 2010, 15:56:41 »
Что такое история Петербурга, как не грандиозный миф, сотканный из невероятных былей, исполненных мистики?..

Не случайно именно этот город стал родиной отечественного фантастического реализма - от "Пиковой дамы" Пушкина, "Шинели" и "Портрета" Гоголя, "Двойника" Достоевского до "Старухи" Хармса.

Впрочем, потусторонние персонажи обитают не только на книжных страницах, но и в петербургском фольклоре. Вот лишь несколько историй из жизни призрачных обитателей невской дельты.

"Какая сила в нем сокрыта!"

Незримое присутствие Петра Великого ощущает каждый горожанин. Так есть и так было...

Одно из первых явлений Петра - знаменитое свидание его с правнуком - великим князем Павлом Петровичем. Эту таинственную историю Павел поведал баронессе Оберкирх и князю де Линю. Суть ее такова.

Во время ночной прогулки Павла и А. А. Куракина (в сопровождении двух слуг) наследник престола услышал за спиной "шаги, издававшие странный звук - будто камень ударялся о камень". Оглянувшись, Павел увидел высокого незнакомца, лицо которого было скрыто треугольной шляпой.

"Я дрожал, - рассказывал Павел, - но не от страха, от холода. Какое-то незнакомое чувство проникало в меня, в самое сердце. Кровь стыла в жилах".

...Наконец незнакомец заговорил. Речь его была глуха, словно шла из-под земли. "Бедный Павел, - произнес он. - Я тот, кто принимает в тебе участие. Я желаю, чтобы ты не особенно привязывался к этому миру, ибо ты не останешься в нем долго".

Незнакомец следовал за великим князем до Сенатской площади. И, дойдя до места, где спустя десятилетие был воздвигнут Медный всадник, странный попутчик остановился и печально промолвил: "Павел, прощай. Ты меня снова увидишь здесь и еще в другом месте". С этими словами он приподнял шляпу и явил ошеломленному наследнику свой лик. Павел Петрович остолбенел: в нечаянном собеседнике он узнал самого Петра Первого!

Правда, ни Куракин, ни слуги не слышали речей незнакомца, да и его самого не видели... Интересно то, что об установке памятника на указанном месте в те годы и речи не было. Таким образом, Павел стал первым, кому удалось хоть краешком глаза, но заглянуть в недалекое будущее. Эту историю изложил на бумаге князь де Линь.

Следующее явление Петра Великого связано уже с сыном Павла - Александром Первым.

Летом 1812 года, ожидая, что Наполеон предпримет поход на Петербург, Александр поселился в Елагином дворце.

В одну из ночей перед ним явился Петр и сказал: "Ты соболезнуешь о России. Не опасайся! Пока я стою на гранитной скале у Невы, моему возлюбленному граду нечего страшиться. Не трогайте меня - и враг не прикоснется!"

Александр Первый внял совету своего великого пращура, чем, вполне возможно, обеспечил победу русского оружия.

Примечательно, что почти в то же самое время призрак Петра явился и ближайшему другу Александра - князю Александру Николаевичу Голицыну. Тот воочию увидел, как Медный всадник скачет по улицам и площадям. И выглядит победителем.

Эту историю Голицын рассказал известному русского меценату, графу М. Виельгорскому, а тот слово в слово передал ее Пушкину. Поэт пришел в восторг и использовал услышанное в своей знаменитой поэме.

Ангел Смерти

Пожалуй, одним из самых ранних и самых "живучих" призраков Петербурга является Ангел Смерти, о котором в своем донесении Людовику XV упомянул французский посол маркиз де Торси (документ датирован 1721 годом).

"...На балу в честь провозглашения Петром Первым себя Императором Всероссийским мое внимание привлекла странного вида женщина, совершенно пьяная и на диво уродливая. В разгар веселья она закричала, лицо ее стало пепельным. В наступившей гробовой тишине она зловеще произнесла: "Чую, Ангел Смерти летает над невскими блатами. Обличья он женского, которое постоянно меняет, аки Протей. И пред кем он предстанет, тот сразу узнает всю правду о себе". Сказав это, старуха расхохоталась.

Собравшиеся восприняли сказанное как шутку. Сосед мой шепнул, что эта женщина - шутиха государя Петра, княжна Ржевская. Тут же сам государь преподнес ей большой кубок с вином. Кажется, не обрадовалась шутке только одна приятной наружности дама - побледнев и зарыдав, она бросилась вон из залы. Позднее я узнал, что это была племянница царя - Анна".

Возможно, будущая императрица Анна Иоанновна почувствовала в словах пьяной шутихи предсказание собственной судьбы, ибо 19 лет спустя, в 1740-м, скверная шутка Ржевской осуществилась.

Графиня Блудова, фрейлина Анны Иоанновны, в своих записках свидетельствует: "...Анна Иоанновна удалилась во внутренние покои, было время за полночь. Двери в тронную залу, куда вошла императрица, оставались открытыми. Часовой, несший караул, собирался было присесть, чтобы вздремнуть, но на всякий случай заглянул в залу и увидел, что императрица ходит по зале взад и вперед, склонив голову, и ни на кого не обращает внимания. Офицер доложил о странном ее поведении Бирону. "Не может быть! - говорит Бирон. - Я только что из спальни, императрица изволят почивать!" Тогда часовой указал Бирону на зал, и Бирон, увидев Анну Иоанновну в зале, тут же побежал в спальню. Возвращается с императрицей, готовой разоблачить самозванку. Был вызван весь караул и дворовые люди - и все видели двух императриц, совершенно неотличных друг от друга...

Преодолев удивление, императрица обратилась к двойнику: "Кто ты? Зачем ты пришла?" Не отвечая, привидение пятится, не сводя глаз с императрицы, и начинает медленно таять в воздухе. Императрица обращается к Бирону и произносит: "То была моя смерть", - и уходит к себе".

Любопытно, что более века спустя в здании Министерства иностранных дел, выстроенном на месте уничтоженного дворца Анны Иоанновны, с Ангелом Смерти "лицом к лицу" столкнулся поэт Алексей Апухтин, служивший чиновником в министерстве. Этой таинственной встрече были посвящены знаменитые стихотворения "Сумасшедший" и "Пара гнедых".

Позднее, вспоминая странный эпизод, в письме к П. И. Чайковскому Апухтин восторгается: "...Представляешь мое состояние, когда в противоположном конце коридора увидел жуткую даму, одетую по моде прошлого века, приближавшуюся ко мне! Вначале подумал - это чьи-то шутки, но, вглядевшись в ее лицо, чуть было не лишился рассудка: черты были неуловимы. Они менялись на глазах, стремительно. Дойдя до середины коридора, видение исчезло".

Впрочем, если бы Апухтину удалось разглядеть изменчивые черты призрака, то, возможно, кроме Анны Иоанновны он узнал бы и еще одну русскую императрицу - Екатерину Вторую, ведь, согласно преданию, она тоже удостоилась встречи с Ангелом Смерти, представшим перед ней в образе ее двойника.

Дух Павла

В 1819 году, в связи с учреждением Императорского Инженерного училища, началась реконструкция пустовавшего долгое время Михайловского замка, отданного под учебные надобности. К этому же моменту относятся и первые упоминания о призраке замка. Мастеровые утверждали, что неоднократно сталкивались с невысоким человеком в треуголке и ботфортах, который появлялся ниоткуда, словно просочившись сквозь стены, важно расхаживал по коридорам взад и вперед и грозил работникам кулаком.

Слухи об этих видениях достигли ушей всесильного министра двора, графа Аракчеева. Граф, испытывавший к Павлу Первому трепетные чувства, попытался сделать все возможное, чтобы слухи эти пресечь, ибо призрак по всем описаниям очень походил на убиенного государя.

Привидение Михайловского замка напомнило о себе в конце 30-х - начале 40-х годов XIX века. В своем дневнике курсант Д. В. Григорович описывает "юные шалости и спиритуалистические штудии" в бывших покоях Павла Первого. И не без ностальгии вспоминает, что один из таких сеансов окончился неожиданно.

"Вдруг проказников обуял необъяснимый ужас, сковавший члены. Не помню, как добрался я до спальни, - пишет Григорович, - но впредь решил не испытывать судьбу поруганием тайн непостижимого".

Далее Григорович размышляет, что же стало причиной страхов: "Не иначе сам дух Павла, устав от нашего озорства, решил положить ему конец".

Определенный мистический опыт примерно в то же время получил и другой курсант Инженерного училища - Ф. М. Достоевский.

На это, в частности, указывает то обстоятельство, что первые эпилептические припадки случились у будущего писателя именно в стенах замка. Интересными в данном контексте кажутся признаки приближения припадков - ауры, изложенные Достоевским в "Дневнике писателя": "Все предметы и вещи будто начинают сочиться, истекать кровью, мир словно переполняется до краев ужасной тягучей красной влагой - невозможно ни крикнуть, ни пошевелиться - один животный страх". Эти ощущения схожи с состояниями самого Павла за несколько дней до гибели. Как-то он пожаловался графу Кутайсову, что видит кровь, проступающую на белых стенах спальни. А в другой раз, на балу, очнувшись после внезапной потери сознания, обвел собравшихся взглядом, полным ужаса, и, ни к кому не обращаясь, произнес: "Неужели меня задушат?.."

Белая Дама

В 1757 году для Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, был выстроен барочный дворец на углу Невского и Фонтанки. Но тот не пожелал вселиться в роскошный особняк, предпочтя последовать за императрицей в Царское Село. Однако дворец не пустовал. Помимо дворовых людей, поддерживавших порядок, завелась здесь еще и некая мистическая сущность - "прозрачная, бесшумная, одетая в белый балахон", - именно так сказано в сочинении А. Васильчикова "Семейство Разумовского". Это единственное свидетельство о призраке Аничкова дворца, дошедшее до нас из XVIII века.

А через 80 лет, в 1837 году, когда после пожара в Зимнем дворце Николай Первый переселился в Аничков, произошло следующее. Если верить мемуарам ближайшего друга государя, графа Петра Андреевича Клейнмихеля, его величеству удалось лично войти в контакт с таинственным обитателем. Похоже, именно этой встречей и был спровоцирован приступ удушья - первый признак тяжелой болезни, приведшей впоследствии Николая к смерти. Граф Клейнмихель подробно описывает беседу царя с лейб-медиком, баронетом Вилие, свидетелем которой он был. Николай, не опасаясь прослыть смешным или суеверным, рассказал врачу о событии, непосредственно предшествовавшем удушью. Из стены появилась белая женская фигура и, дабы предупредить готовый сорваться крик ужаса, коснулась государевых уст холодной ладонью. У Николая перехватило дыхание. Все его мысли были сосредоточены на происходящем, поэтому он не разобрал ни слова из того, что поведал призрак. Из сказанного доктор Вилие заключил, что речь идет о так называемой ауре - видении, предваряющем припадок.

Спустя три года по Петербургу поползли слухи о нечистой силе, объявившейся в царских покоях. Поговаривали, что по дворцу бродит неприкаянная душа совращенной и брошенной Николаем смолянки, якобы утопившейся в Фонтанке. Это приключилось еще в бытность Николая Первого великим князем.

По другой версии, во время пожара в Аничковом дворце, в начале 1812 года, прохожие видели, как из пламени взметнулась огромная фигура в балахоне и растворилась в дыму.

...Так или иначе, Николай Первый после упомянутого приступа стал проявлять редкостную набожность. В Аничковом дворце постоянно служились молебны, а сам государь участвовал в литургическом пении.

Интересные сведения о привидении Аничкова дворца собраны поэтом Василием Андреевичем Жуковским. Он часто бывал во дворце на правах гувернера сына Николая Первого, Александра. Жуковский даже хотел написать балладу о Белой Даме, но Николай наложил на эту тему строжайший запрет.

Известно, что Белая Дама являлась и императору Александру Второму, который еще в юном возрасте имел длительную беседу с призраком и узнал, что благополучно переживет три покушения на собственную персону.

Последний раз о призраке Аничкова дворца говорилось в знаменитых дневниках Анны Вырубовой.

До восшествия на престол великий князь Николай Александрович проживал в Аничковом дворце и, как его прадед Николай Первый и дед Александр Второй, удостоился свидания с Белой Дамой. Та изрекла, что Николаю суждено стать последним российским самодержцем. Николай был явно озадачен, он ничего не понял из замысловатых речей призрака. И, чтобы развеять эту тайну, специально выписал из Франции знаменитого мага - доктора Папюса. Но, несмотря на все свое мастерство, тому так и не удалось вступить в контакт с Белой Дамой.

На этом следы призрака Аничкова дворца обрываются...

Графский проказник

Между Большой и Малой Садовыми улицами, там, где они пересекаются с Итальянской, стоит роскошный барочный дворец. А рядом с ним - "дом с четырьмя портиками" в стиле классицизма. У этого дома скандальная репутация. И это не случайно, ведь курьезы сопровождали его с момента закладки фундамента.

В середине XVIII века и барочное здание, и дом с портиками были дворцом графа Ивана Ивановича Шувалова. Архитектор Дмитрий Кокоринов, трудившийся над проектом, к огромному своему изумлению обнаружил, что в его чертежи самым невероятным образом закрадываются нелепейшие ошибки и просчеты. О случившемся зодчий в конце концов доложил графу. Шувалов, как человек рациональный, хотя и не придал никакого значения тревогам мастера, но ради его успокоения повелел отслужить молебен на месте закладки дворца. Однако эти меры не дали желаемого результата. В бумагах Кокоринова, датированных 1753 годом, содержатся жалобы, что на чертежах сами собой появляются кляксы, а на свежевыкрашенных стенах новая штукатурка осыпается, обнажая арматуру.

24 октября 1754 года празднование новоселья Шувалова было омрачено пренеприятнейшим инцидентом. По воспоминаниям очевидца, поэта Тимковского, в большом зале внезапно рухнула тяжелая бронзовая люстра, лишь по счастливой случайности не причинив никому вреда.

Мало того, дом Шувалова еще при жизни Ивана Ивановича постоянно сотрясался от "гуманитарных баталий", которые вели друзья хозяина - российские литераторы. Особенно свирепствовали Ломоносов с Сумароковым. Они поносили друг друга последними словами, нередко дело доходило до драк. Однажды Ломоносов чуть было насмерть не зашиб Сумарокова, о чем свидетельствуют писания самого Шувалова.

Поэт Ермил Костров, первый русский переводчик Гомера, в своих записках отмечает, что в гостях у лучшего друга, графа Шувалова, он постоянно видит... чертика с рожками, который корчит ему "изрядно потешные мины".

В аристократических кругах Петербурга шли разговоры, будто чертик был подарен Шувалову в Швейцарии, где граф гостил за несколько лет до постройки дворца.

Историю "графского проказника" изложил в книге "Петербургские забавы", изданной в Лионе в 1832-м, экс-камердинер Шувалова Пьер Бернар. Заканчивается это повествование следующим анекдотом. Граф, отчаявшись избавиться от докучливого "жильца", совершил паломничество в Троице-Сергиеву пустынь, и там монахи посоветовали Шувалову обзавестись черным котом - мол, два нечистых под одним кровом не уживутся. На этом история шуваловского черта оканчивается. Иноземную нечисть одолел русский кот.

Не ему ли благодарные петербуржцы год назад установили памятник на углу Невского и Малой Садовой?
©Пруфлиинк.

 

Краткая информация об империи