Думаю всем нам знаком данный термин и многие из нас воспринимают его как сугубо негативный. В данной статье я попытаюсь разобраться почему же он воспринимается столь отрицательно и оправдано ли такое отношение.
Начну я, пожалуй, с определения данного термина из википедии.
Политика двойных стандартов («противоречивая политика», «двойственная политика», «непоследовательная политика») — принципиально различное применение принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Двойной стандарт — термин, широко распространённый в современных политологии, журналистике, экономике, обществознании и других гуманитарных науках, обозначающий разное отношение (часто — откровенную дискриминацию) и разную оценку одних и тех же, а чаще аналогичных событий и ситуаций одними и теми же оценщиками в силу их предвзятости, изменившихся обстоятельств, личной корысти, эмоционального состояния и т. п.
Как ни странно, там же есть и второе значение.
Политикой двойных стандартов называется ситуация, когда оценка одних и тех же действий субъектов варьируется в зависимости от того, в каких отношениях каждый из этих субъектов находится с оценивающим. При этом действия «своих» — лояльных к оценивающему, — получают оправдание, в то время как те же действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми.
В международных отношениях она обычно принимает форму обвинения неугодных в нарушении принципов, конвенций, обязательств, «попрании общечеловеческих ценностей», «нарушении прав человека», «отступлении от норм международного права» при демонстративном игнорировании совершенно аналогичных собственных действий или действий союзников.
Политика двойных стандартов существует с тех пор, как существует человеческое общество. Она широко применяется как средство давления на противников через общественное мнение и способ оправдания собственных действий в чей-либо адрес. Столь же широко распространено и обвинение в двойных стандартах, к которому нередко прибегают для отражения критики.
Итак, как видите, термин преподносится с сугубо негативным окрасом.
Но в то же время давайте не забывать что двойные стандарты являются неотъемлемой частью самой идеи оценки. Ведь любая оценка всегда делается с позиции наблюдателя по отношению к чему-либо. Следовательно, если мы внезапно сменим то, по отношению к чему оцениваем, или же изменится наблюдатель, то те же самые оцениваемые события станут оцениваться совершенно иначе. Именно поэтому глядя на один и тот же объект, два разных наблюдателя будут оценивать совершенно по-разному с различным же результатом.
Следовательно, если переключить внимание на наблюдателей, то получаем что один из них ошибается. А какой?
Мало того, оценивая наблюдателей, различные наблюдатели_за_наблюдателями будут иметь различные же оценки. Следовательно, если рассматривать наблюдателей_за_наблюдателями мы вновь получим что один из них не прав. Какой?
Сами понимаете, продолжать можно до бесконечности. Поэтому мы слегка упростим задачу, сделав наблюдателями_за_наблюдателями тот самый объект, за которым наблюдатели и наблюдали. Так как объект, получается, способен наблюдать и оценивать, то он вполне может попытаться оценить и свои собственные поступки. Но оценка объекта будет очевидно предвзятой. Впрочем, ничто не мешает ему выбрать один из результатов своей оценки наблюдателями и, сравнив его со своим, принять за истинный в случае максимального сходства.
В то же время результат второго наблюдателя вполне может быть призван большинством голосов (наблюдатель+объект оценки) ложным. Но ведь фактически, с позиции позиции того наблюдателя, его результат ложным не является.
Вот вам и политика двойных стандартов в действии: мы имеем два различных результата наблюдения, которые истинны (при чём вполне обосновано истинны) для кого-то из рассматриваемых нами персонажей.
В жизни всё, естественно, сложнее. Но в основе лежит вышеописанная простая, в принципе, система.
Как видите, политики двойных стандартов мы избегнуть не можем. Но, по непонятным пока причинам, она нам неприятна и наш разум идёт на любые ухищрения, лишь бы себя в данной политике не уличить. Таким образом мы получаем всю ту же политику двойных стандартов но уже на более высоком, сверх сознательном (вроде оно так называется) уровне. В качестве компенсации мы уделяем особое значение проявлению политики двойных стандартов у других и, естественно (сверхсознательное отрицание влечёт за собой негативный эмоциональный окрас отрицаемого), относимся к подобным проявлениям с крайним неодобрением.
Впрочем, с отслеживанием проявления двойных стандартов у других, тоже не всё так просто. Есть некоторые люди (как правило близкие нам), на проявление двойных стандартов мы (опять же зачастую сверхсознательно) смотрим сквозь пальцы, в то время как есть круг людей, проявления двойных стандартов мы отмечаем с особым рвением. Думаю разумно и логично первую группу лиц назвать "свои", а вторую - "чужие".
Опять же из-за отрицания двойных стандартов у "своих" мы (по аналогии со случаем сверхсознательного отрицания стандартов собственных) очень не любим двойные стандарты чужих.
Впрочем, временами на некоторых из нас накатывает и мы решительно меняем позицию, начиная уделять пристальное внимание двойным стандартам "своих" (впрочем не надолго, ибо быстро находятся некие "более свои" и всё возвращается на круги своя). В эти моменты нам кажется что у нас открылись глаза и мы стремимся привести своих к какому-то нашему идеалу (некоторые за идеал принимают "такими, каким свои были прежде", отказываясь признавать что "свои" то те же самые). В результате, как правило, ничего хорошего из этого не получается.
Бывает ещё более печально. Когда мы внезапно начинаем замечать СОБСТВЕННЫЕ двойные стандарты. Тут уж вообще начинается жуть и кошмар, выраженный либо в депрессии, либо в поиске (а зачастую и нахождении) кого-то либо "гуру" или "учителя" и так далее... В общем, сами понимаете, всё плохо и печально.
Вот так и живём.
Можно конечно ещё написать о навязываемых окружающими стереотипах, можно высказаться о влиянии всевозможных мировозренческих систем ,принимаемых нами... но, по сравнению с нашими же собственными заморочками всё это, на мой взгляд, смотрится чуток бледновато.
Подводя итог, хочу сказать что не стоит пытаться оценивать двойные стандарты как благо или вред. Они просто есть и пока мы это мы, никуда мы от них не денемся. Зато природа данных воззрений, всё-таки указана. Пусть и несколько рекурсивно.