Что такое история Петербурга, как не грандиозный миф, сотканный из невероятных былей, исполненных мистики?..
Не случайно именно этот город стал родиной отечественного фантастического реализма - от "Пиковой дамы" Пушкина, "Шинели" и "Портрета" Гоголя, "Двойника" Достоевского до "Старухи" Хармса.
Впрочем, потусторонние персонажи обитают не только на книжных страницах, но и в петербургском фольклоре. Вот лишь несколько историй из жизни призрачных обитателей невской дельты.
"Какая сила в нем сокрыта!"
Незримое присутствие Петра Великого ощущает каждый горожанин. Так есть и так было...
Одно из первых явлений Петра - знаменитое свидание его с правнуком - великим князем Павлом Петровичем. Эту таинственную историю Павел поведал баронессе Оберкирх и князю де Линю. Суть ее такова.
Во время ночной прогулки Павла и А. А. Куракина (в сопровождении двух слуг) наследник престола услышал за спиной "шаги, издававшие странный звук - будто камень ударялся о камень". Оглянувшись, Павел увидел высокого незнакомца, лицо которого было скрыто треугольной шляпой.
"Я дрожал, - рассказывал Павел, - но не от страха, от холода. Какое-то незнакомое чувство проникало в меня, в самое сердце. Кровь стыла в жилах".
...Наконец незнакомец заговорил. Речь его была глуха, словно шла из-под земли. "Бедный Павел, - произнес он. - Я тот, кто принимает в тебе участие. Я желаю, чтобы ты не особенно привязывался к этому миру, ибо ты не останешься в нем долго".
Незнакомец следовал за великим князем до Сенатской площади. И, дойдя до места, где спустя десятилетие был воздвигнут Медный всадник, странный попутчик остановился и печально промолвил: "Павел, прощай. Ты меня снова увидишь здесь и еще в другом месте". С этими словами он приподнял шляпу и явил ошеломленному наследнику свой лик. Павел Петрович остолбенел: в нечаянном собеседнике он узнал самого Петра Первого!
Правда, ни Куракин, ни слуги не слышали речей незнакомца, да и его самого не видели... Интересно то, что об установке памятника на указанном месте в те годы и речи не было. Таким образом, Павел стал первым, кому удалось хоть краешком глаза, но заглянуть в недалекое будущее. Эту историю изложил на бумаге князь де Линь.
Следующее явление Петра Великого связано уже с сыном Павла - Александром Первым.
Летом 1812 года, ожидая, что Наполеон предпримет поход на Петербург, Александр поселился в Елагином дворце.
В одну из ночей перед ним явился Петр и сказал: "Ты соболезнуешь о России. Не опасайся! Пока я стою на гранитной скале у Невы, моему возлюбленному граду нечего страшиться. Не трогайте меня - и враг не прикоснется!"
Александр Первый внял совету своего великого пращура, чем, вполне возможно, обеспечил победу русского оружия.
Примечательно, что почти в то же самое время призрак Петра явился и ближайшему другу Александра - князю Александру Николаевичу Голицыну. Тот воочию увидел, как Медный всадник скачет по улицам и площадям. И выглядит победителем.
Эту историю Голицын рассказал известному русского меценату, графу М. Виельгорскому, а тот слово в слово передал ее Пушкину. Поэт пришел в восторг и использовал услышанное в своей знаменитой поэме.
Ангел Смерти
Пожалуй, одним из самых ранних и самых "живучих" призраков Петербурга является Ангел Смерти, о котором в своем донесении Людовику XV упомянул французский посол маркиз де Торси (документ датирован 1721 годом).
"...На балу в честь провозглашения Петром Первым себя Императором Всероссийским мое внимание привлекла странного вида женщина, совершенно пьяная и на диво уродливая. В разгар веселья она закричала, лицо ее стало пепельным. В наступившей гробовой тишине она зловеще произнесла: "Чую, Ангел Смерти летает над невскими блатами. Обличья он женского, которое постоянно меняет, аки Протей. И пред кем он предстанет, тот сразу узнает всю правду о себе". Сказав это, старуха расхохоталась.
Собравшиеся восприняли сказанное как шутку. Сосед мой шепнул, что эта женщина - шутиха государя Петра, княжна Ржевская. Тут же сам государь преподнес ей большой кубок с вином. Кажется, не обрадовалась шутке только одна приятной наружности дама - побледнев и зарыдав, она бросилась вон из залы. Позднее я узнал, что это была племянница царя - Анна".
Возможно, будущая императрица Анна Иоанновна почувствовала в словах пьяной шутихи предсказание собственной судьбы, ибо 19 лет спустя, в 1740-м, скверная шутка Ржевской осуществилась.
Графиня Блудова, фрейлина Анны Иоанновны, в своих записках свидетельствует: "...Анна Иоанновна удалилась во внутренние покои, было время за полночь. Двери в тронную залу, куда вошла императрица, оставались открытыми. Часовой, несший караул, собирался было присесть, чтобы вздремнуть, но на всякий случай заглянул в залу и увидел, что императрица ходит по зале взад и вперед, склонив голову, и ни на кого не обращает внимания. Офицер доложил о странном ее поведении Бирону. "Не может быть! - говорит Бирон. - Я только что из спальни, императрица изволят почивать!" Тогда часовой указал Бирону на зал, и Бирон, увидев Анну Иоанновну в зале, тут же побежал в спальню. Возвращается с императрицей, готовой разоблачить самозванку. Был вызван весь караул и дворовые люди - и все видели двух императриц, совершенно неотличных друг от друга...
Преодолев удивление, императрица обратилась к двойнику: "Кто ты? Зачем ты пришла?" Не отвечая, привидение пятится, не сводя глаз с императрицы, и начинает медленно таять в воздухе. Императрица обращается к Бирону и произносит: "То была моя смерть", - и уходит к себе".
Любопытно, что более века спустя в здании Министерства иностранных дел, выстроенном на месте уничтоженного дворца Анны Иоанновны, с Ангелом Смерти "лицом к лицу" столкнулся поэт Алексей Апухтин, служивший чиновником в министерстве. Этой таинственной встрече были посвящены знаменитые стихотворения "Сумасшедший" и "Пара гнедых".
Позднее, вспоминая странный эпизод, в письме к П. И. Чайковскому Апухтин восторгается: "...Представляешь мое состояние, когда в противоположном конце коридора увидел жуткую даму, одетую по моде прошлого века, приближавшуюся ко мне! Вначале подумал - это чьи-то шутки, но, вглядевшись в ее лицо, чуть было не лишился рассудка: черты были неуловимы. Они менялись на глазах, стремительно. Дойдя до середины коридора, видение исчезло".
Впрочем, если бы Апухтину удалось разглядеть изменчивые черты призрака, то, возможно, кроме Анны Иоанновны он узнал бы и еще одну русскую императрицу - Екатерину Вторую, ведь, согласно преданию, она тоже удостоилась встречи с Ангелом Смерти, представшим перед ней в образе ее двойника.
Дух Павла
В 1819 году, в связи с учреждением Императорского Инженерного училища, началась реконструкция пустовавшего долгое время Михайловского замка, отданного под учебные надобности. К этому же моменту относятся и первые упоминания о призраке замка. Мастеровые утверждали, что неоднократно сталкивались с невысоким человеком в треуголке и ботфортах, который появлялся ниоткуда, словно просочившись сквозь стены, важно расхаживал по коридорам взад и вперед и грозил работникам кулаком.
Слухи об этих видениях достигли ушей всесильного министра двора, графа Аракчеева. Граф, испытывавший к Павлу Первому трепетные чувства, попытался сделать все возможное, чтобы слухи эти пресечь, ибо призрак по всем описаниям очень походил на убиенного государя.
Привидение Михайловского замка напомнило о себе в конце 30-х - начале 40-х годов XIX века. В своем дневнике курсант Д. В. Григорович описывает "юные шалости и спиритуалистические штудии" в бывших покоях Павла Первого. И не без ностальгии вспоминает, что один из таких сеансов окончился неожиданно.
"Вдруг проказников обуял необъяснимый ужас, сковавший члены. Не помню, как добрался я до спальни, - пишет Григорович, - но впредь решил не испытывать судьбу поруганием тайн непостижимого".
Далее Григорович размышляет, что же стало причиной страхов: "Не иначе сам дух Павла, устав от нашего озорства, решил положить ему конец".
Определенный мистический опыт примерно в то же время получил и другой курсант Инженерного училища - Ф. М. Достоевский.
На это, в частности, указывает то обстоятельство, что первые эпилептические припадки случились у будущего писателя именно в стенах замка. Интересными в данном контексте кажутся признаки приближения припадков - ауры, изложенные Достоевским в "Дневнике писателя": "Все предметы и вещи будто начинают сочиться, истекать кровью, мир словно переполняется до краев ужасной тягучей красной влагой - невозможно ни крикнуть, ни пошевелиться - один животный страх". Эти ощущения схожи с состояниями самого Павла за несколько дней до гибели. Как-то он пожаловался графу Кутайсову, что видит кровь, проступающую на белых стенах спальни. А в другой раз, на балу, очнувшись после внезапной потери сознания, обвел собравшихся взглядом, полным ужаса, и, ни к кому не обращаясь, произнес: "Неужели меня задушат?.."
Белая Дама
В 1757 году для Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, был выстроен барочный дворец на углу Невского и Фонтанки. Но тот не пожелал вселиться в роскошный особняк, предпочтя последовать за императрицей в Царское Село. Однако дворец не пустовал. Помимо дворовых людей, поддерживавших порядок, завелась здесь еще и некая мистическая сущность - "прозрачная, бесшумная, одетая в белый балахон", - именно так сказано в сочинении А. Васильчикова "Семейство Разумовского". Это единственное свидетельство о призраке Аничкова дворца, дошедшее до нас из XVIII века.
А через 80 лет, в 1837 году, когда после пожара в Зимнем дворце Николай Первый переселился в Аничков, произошло следующее. Если верить мемуарам ближайшего друга государя, графа Петра Андреевича Клейнмихеля, его величеству удалось лично войти в контакт с таинственным обитателем. Похоже, именно этой встречей и был спровоцирован приступ удушья - первый признак тяжелой болезни, приведшей впоследствии Николая к смерти. Граф Клейнмихель подробно описывает беседу царя с лейб-медиком, баронетом Вилие, свидетелем которой он был. Николай, не опасаясь прослыть смешным или суеверным, рассказал врачу о событии, непосредственно предшествовавшем удушью. Из стены появилась белая женская фигура и, дабы предупредить готовый сорваться крик ужаса, коснулась государевых уст холодной ладонью. У Николая перехватило дыхание. Все его мысли были сосредоточены на происходящем, поэтому он не разобрал ни слова из того, что поведал призрак. Из сказанного доктор Вилие заключил, что речь идет о так называемой ауре - видении, предваряющем припадок.
Спустя три года по Петербургу поползли слухи о нечистой силе, объявившейся в царских покоях. Поговаривали, что по дворцу бродит неприкаянная душа совращенной и брошенной Николаем смолянки, якобы утопившейся в Фонтанке. Это приключилось еще в бытность Николая Первого великим князем.
По другой версии, во время пожара в Аничковом дворце, в начале 1812 года, прохожие видели, как из пламени взметнулась огромная фигура в балахоне и растворилась в дыму.
...Так или иначе, Николай Первый после упомянутого приступа стал проявлять редкостную набожность. В Аничковом дворце постоянно служились молебны, а сам государь участвовал в литургическом пении.
Интересные сведения о привидении Аничкова дворца собраны поэтом Василием Андреевичем Жуковским. Он часто бывал во дворце на правах гувернера сына Николая Первого, Александра. Жуковский даже хотел написать балладу о Белой Даме, но Николай наложил на эту тему строжайший запрет.
Известно, что Белая Дама являлась и императору Александру Второму, который еще в юном возрасте имел длительную беседу с призраком и узнал, что благополучно переживет три покушения на собственную персону.
Последний раз о призраке Аничкова дворца говорилось в знаменитых дневниках Анны Вырубовой.
До восшествия на престол великий князь Николай Александрович проживал в Аничковом дворце и, как его прадед Николай Первый и дед Александр Второй, удостоился свидания с Белой Дамой. Та изрекла, что Николаю суждено стать последним российским самодержцем. Николай был явно озадачен, он ничего не понял из замысловатых речей призрака. И, чтобы развеять эту тайну, специально выписал из Франции знаменитого мага - доктора Папюса. Но, несмотря на все свое мастерство, тому так и не удалось вступить в контакт с Белой Дамой.
На этом следы призрака Аничкова дворца обрываются...
Графский проказник
Между Большой и Малой Садовыми улицами, там, где они пересекаются с Итальянской, стоит роскошный барочный дворец. А рядом с ним - "дом с четырьмя портиками" в стиле классицизма. У этого дома скандальная репутация. И это не случайно, ведь курьезы сопровождали его с момента закладки фундамента.
В середине XVIII века и барочное здание, и дом с портиками были дворцом графа Ивана Ивановича Шувалова. Архитектор Дмитрий Кокоринов, трудившийся над проектом, к огромному своему изумлению обнаружил, что в его чертежи самым невероятным образом закрадываются нелепейшие ошибки и просчеты. О случившемся зодчий в конце концов доложил графу. Шувалов, как человек рациональный, хотя и не придал никакого значения тревогам мастера, но ради его успокоения повелел отслужить молебен на месте закладки дворца. Однако эти меры не дали желаемого результата. В бумагах Кокоринова, датированных 1753 годом, содержатся жалобы, что на чертежах сами собой появляются кляксы, а на свежевыкрашенных стенах новая штукатурка осыпается, обнажая арматуру.
24 октября 1754 года празднование новоселья Шувалова было омрачено пренеприятнейшим инцидентом. По воспоминаниям очевидца, поэта Тимковского, в большом зале внезапно рухнула тяжелая бронзовая люстра, лишь по счастливой случайности не причинив никому вреда.
Мало того, дом Шувалова еще при жизни Ивана Ивановича постоянно сотрясался от "гуманитарных баталий", которые вели друзья хозяина - российские литераторы. Особенно свирепствовали Ломоносов с Сумароковым. Они поносили друг друга последними словами, нередко дело доходило до драк. Однажды Ломоносов чуть было насмерть не зашиб Сумарокова, о чем свидетельствуют писания самого Шувалова.
Поэт Ермил Костров, первый русский переводчик Гомера, в своих записках отмечает, что в гостях у лучшего друга, графа Шувалова, он постоянно видит... чертика с рожками, который корчит ему "изрядно потешные мины".
В аристократических кругах Петербурга шли разговоры, будто чертик был подарен Шувалову в Швейцарии, где граф гостил за несколько лет до постройки дворца.
Историю "графского проказника" изложил в книге "Петербургские забавы", изданной в Лионе в 1832-м, экс-камердинер Шувалова Пьер Бернар. Заканчивается это повествование следующим анекдотом. Граф, отчаявшись избавиться от докучливого "жильца", совершил паломничество в Троице-Сергиеву пустынь, и там монахи посоветовали Шувалову обзавестись черным котом - мол, два нечистых под одним кровом не уживутся. На этом история шуваловского черта оканчивается. Иноземную нечисть одолел русский кот.
Не ему ли благодарные петербуржцы год назад установили памятник на углу Невского и Малой Садовой?
©Пруфлиинк.