Материал "Школы Звёздных Врат", выдержка.
Древняя магия игры
Как все в картине объединено,
Всё правда в ней, и всё необъяснимо.
И зреет дальше, дивно и незримо,
Оно отныне с нами заодно.
Так знай же: нет преграды для души.
Неслыханная даль с тобой сольется,
И голос твой, что прозвенел в тиши,
В тех звёздах отдалённых отзовётся.
Р.М.Рильке
Начнём главу с некоторых общеизвестных шахматистам истин, но для нас являющихся интересным открытием. Прежде всего, следует, наконец, определиться в названии игры. Откуда произошло слово «шахматы»? Можно сказать, что это соединение двух слов «шах» и «мат», и у нас откроется великолепная возможность для построения различных умозаключений. Например, «шах» - повелитель, мужской принцип; «мат» - корень слова «мать» - женский принцип и отсюда следует единство двух полярностей и т.д. Но обратимся к обычной шахматной литературе. Два известнейших исторических названия шахмат хранят военное звучание: индийское «Чатуранга» («четыре войска») и персидское «Шахмат» («король умер», «убит»).
Далее, всё в той же общедоступной литературе, мы читаем: «в указанной игре мы легко выделим три типа шахматных фигур: базовые, производные и дополнительные.
Производными фигурами являются ферзь, король и пешка. Ферзь является геометрической суммой ладьи и слона (возможность передвижения, как по полям слона, так и по полям ладьи), король – миниферзем, пешка – это ведь король с секторальным ограничением и с одновременным разделением свойств его лучей активности (передвигается пешка как ладья, а угрожает как слон - разумеется, на один шаг).
Дополнительной фигурой является конь, призванный, прежде всего, попытаться противостоять чудовищно мощному ферзю (а уж потом – пощекотать шпагой короля). Для чего конь, естественно, должен угрожать ферзю с ближайших недосягаемых для него пунктов доски. Таких пунктов на общеизвестной доске 8, они расположены вокруг ферзя в виде правильной фигуры - восьмиугольника. При этом траектория хода коня не только не имеет ничего общего с траекторией фигур линейного действия, но и, вообще, удивительным образом выходит в третье измерение! Для удобства запоминания мы часто говорим, что конь ходит «буквой Г», но на самом деле это лишь метафора, явно недостойная включения в энциклопедические определения. Фигуры, которые «ни от кого не произошли и никого не дополняют», логично было бы назвать базовыми.
Базовыми фигурами являются ладья и слон. Именно они формируют основополагающий шахматный принцип и дают начало всем остальным фигурам посредством шести типов преобразований. Именно они передвигаются и угрожают только по базовым направлениям в любой ортодоксальной шахматной структуре. Ладья – одна из двух базовых фигур в ортодоксальных шахматных системах (играх), перемещается и угрожает по ортогональному базовому направлению игрового пространства через середины двух противоположных сторон игровой доски (т.е. двигается по прямой). Слон – другая базовая фигура перемещается и угрожает по диагональному базовому направлению игрового пространства через два противоположных угла игровой доски – и обязательно по ячейкам одного цвета (т.е. двигается по диагонали и, соответственно, только по своему цвету).
Вот это уже интересно, и непосредственно касается темы, с которой мы начали свой рассказ: в шахматах отражены законы Неба и Земли в единстве и вот мы получаем подтверждение этому в самом обычном описании действующих фигур. Ниже будет объяснён принцип перемещения фигур по игровому полю и их эзотерический смысл, но акцент необходимо сделать. Две фигуры: ладья и слон являются базовыми, но ладья движется по прямой (может выписать квадрат), и даже своей формой символизирует землю, а слон передвигается по диагонали и является символом воздуха, т.е. неба.
Затронем еще одну струну. «Шахматы берут начало из древнейшего философского учения человечества... - теории четырех или пяти первоэлементов: эфир, огонь, ветер, вода и земля» - пишет югославский профессор Павле Бидев. В публикации 1951 года он произвел анализ четырёхчленной структуры Чатуранги, которая символизировала борьбу четырёх стихий: воздуха, огня, земли и воды, а также ассоциировалась со сменой четырёх времён года. И поэтому, утверждает Бидев, фигуры своими ходами вычерчивают на шахматной доске геометрические контуры символов отдельных стихий, почерпнутых из религиозных ритуалов:
Автор ещё одной замечательной книги «Тайна шахмат» Валерий Трубицын даёт несколько иное графически символическое объяснение шахматных фигур. В его трактовке символы ферзя и слона поменялись местами. Мне захотелось привести его обозначения, которые, на мой взгляд, дают более точное понимание скрытой сути шахматных фигур.
Король представлен началом всех плоских фигур – кругом, который указывает на неспешную активность его величества вокруг своего трона.
Ферзь представлен шестилучевой звездой, являющейся символом самой мощной фигуры, далеко действующей по многим направлениям. Во многих шахматных играх ферзь вполне обоснованно олицетворяет главного военачальника.
Слон и ладья представлены правильными простейшими плоскими фигурами, известными, как и круг, с древнейших времён: треугольником и квадратом. При этом квадрат олицетворяет массивную штурмовую башню (или колесницу), двигающуюся по сплошному ряду ячеек, а треугольник - дерзко действующего воина, отнюдь не склонного идти в лоб на неприятеля.
Конь представлен в виде кольца, так как его, по сути, круговое действие, начинается не на ближайших ячейках, как у короля, а за ними. В древней символике он, скорее всего, напоминал бы катапульту.
Пешка представлена в виде заметной точки. Олицетворяет пешего воина. Заметим, что все указанные символы в двухсторонних играх должны быть двухцветными.
Ещё в одном материале я наткнулась на замечательное и очень образное описание движения коня, мне захотелось его привести дословно: «конь, «застывший вихрь», путешествием по доске выражает идею систематического вихревого движения, - математическим рождением обязанный центральному «вращающемуся вихрю».
Итак, вернёмся к Дж. Куперу и соединим его описание символического значения шахматных фигур с аналогичными описаниями из других справочных изданий, т.к., по сути, они аналогичны и дополняют друг друга.
Король – это Солнце, сердце, силы закона и порядка; его ходы ограничены очевидностью. Белый король или Чёрный король - это Ормузд и Ариман, в просторах Космоса разыгрывается бесконечная война между светом и тьмой. Белый Король и его свита символизируют Я и его средства. Чёрный Король со своей свитой символизирует не Я, а ложное Эго и его легион. Таким образом, игра представляет вечную борьбу человеческой природы против его тени. Король – символизирует высшую составляющую духа (атма – будхи), и, будучи духом, не может быть пленён, но проигрывает игру, если окружён таким образом, что не может избежать плена. В игре есть такое понятие, как «пат» - ситуация, когда король не находится под ударом, т.е. мата нет, но и двигаться дальше не может, т.к. все окружающие поля простреливаются. В одной из статей я нашла образное сравнение, что «пат» - это символ солнечного затмения.
Королева, Ферзь или Визирь – это дух (манас), передвигающийся по своей воле, вольный деятель, Луна. В одном из справочников говорится, что Королева (Ферзь) – символизирует ум (ментальное тело). Здесь нет сильного расхождения с Дж. Купером т.к. высшей составляющей нашего ментального тела, как раз и является манастическое тело.
Слон или Епископ, олицетворяет правителей духовного мира, и его ходы основаны на треугольнике; его движение по белым полям означает позитивный интеллектуальный путь, а по красным или чёрным – путь религиозный, благочестивый; движение по диагонали – экзистенциональное или женственное, подчинённое Юпитеру. Слоны (Епископы) – символизируют эмоции (астральное тело).
Ладья, Тура, Замок или Колесница, - светская власть правителей этого мира; движение её основано на квадрате, который символизирует материю и землю, осевое движение, пересекая цвета, означает мужское и мужественное и подчиняется Сатурну. Ладьи (Туры, Замки) – символизируют физическое тело.
Конь или Рыцарь, защитник, использует как интеллектуальные, так и религиозные пути, но не имеет силы духа; прыжок, совершаемый конём, есть прыжок интуитивный, а также плутовской ход. Предполагается, что у него имеются военные и турнирные ассоциации с правилами инициации у Тамплиеров и что он – странник или «блуждающий конь», подчиняющийся Марсу. Странник – странствующий рыцарь, не видящий, куда он может попасть в конце пути. В буддизме странствие символизирует сансару, или состояние человека, оказавшегося в круге перерождений до обретения просветления. Кони (Рыцари) – символизируют жизненность (праническое тело).
Пешки – это простые бойцы, пытающиеся пересечь доску через семь ступеней инициации и достичь восьмого поля, как цели инициации. Достичь восьмого уровня – значит вновь обрести рай, что означает реализацию, просветление, возведение в Ферзи и впредь движение по своей воле. Пешки подчиняются Меркурию и Венере, паре любовников.
В связи с восьмым уровнем можно говорить об открытии Восьмых Врат, которое недавно произошло; о восьмой чакре, находящейся вне тела и являющейся энергетическим центром, связывающим нас с Солнечной системой; о двери в Райский сад и т.д. Но не будем отвлекаться от основной темы, хотя всё, что перечислено выше, включено в нашу программу и разбирается в других материалах сайта.
В арабо-испанских шахматах мат не обязательно означает смерть короля, но он теряет честь и снимается с доски. Ладья (Тура) – это ужасный Рок, которого так страшится Синдбад; это ещё название колесницы, и потому означает прямой ход. Епископ (слон) возникает в этом варианте, как Слон. Нет Королевы, но есть Советник, который может ходить на одно поле по диагонали, хотя, делая первый ход, он должен прыгнуть на третье поле, либо по диагонали, либо прямо. Доска варьируется от шестидесяти четырёх полей до сотни. Была даже двойная игра, которая проходила на доске в шестнадцать на двенадцать квадратов. Великие или Большие шахматы имели 144 поля, и в них участвовали двенадцать фигур и двенадцать пешек. Рядом с Королём стоял Грифон, потом Василиск, Жираф, Единорог, Лев, Тура.
Ещё следует добавить, что при записи шахматной партии используются следующие сокращённые обозначения фигур: Король – Кр; Ферзь - Ф; Ладья – Л; Слон – С; Конь – К; пешка не обозначается.