Костница в Седлеце
В 60 км от Праги вы можете найти старинный город, расположенный на живописном холме, - Кутна Гора. История города Кутна Гора началась еще в средние века, когда здесь обнаружили месторождение серебра, на долгое время ставшее одним из крупнейших в Европе.
В предместье города есть местечко Седлец, где расположена необычная готическая часовня, отделанная человеческими черепами и костями. Это - Костница в Седлеце (Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем).
У входа установлена статуя Святого Яна Непомуцкого. Далее находится готический собор смешанного готическо-барочного стиля, в котором расположена усыпальница-костница. Хранившиеся в ней кости некогда были сложены в шесть огромных пирамид, но сейчас их только четыре: кости из двух пирамид пошли на убранство собора. По подсчетам, причудливые украшения часовни в Седлеце состоят из останков примерно 40 000 людей. Таким образом, мы не сильно ошибёмся, приняв общее количество останков в костнице за 120 тысяч.
Среди элементов декора наиболее известен герб рода Шварценбергов. Внизу герба справа мы видим фигуру ворона, выклёвывающего глаз турку. Гирлянда из черепов и голенных костей дополняет своды готической часовни. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря.
История этого места такова.
В XIII веке аббат монастыря в Седлеце Генрих был послан чешским королём в Святую землю. Обратно аббат привёз немного земли из Иерусалима и рассыпал её по всему кладбищу аббатства, земля которого стала тоже именоваться Святой.
Люди услышали об этом, и кладбище обрело свою популярность. Тысячи жителей Центральной Европы желали быть похороненными на этом кладбище. А смертность тех времён зашкаливала из-за средневековых войн и эпидемий. В результате кладбище сильно разрослось.
Примерно в XV веке в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Из-за большого количества желающих быть погребёнными именно на этом кладбище свободное место заканчивалось, поэтому из могил извлекали кости и складировали их в усыпальнице. Ну а освободившееся место использовали для новых погребений или для строительства.
Прообразом костнице послужили катакомбы капуцинов в Палермо и церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, расположенная на виа Венето в Риме, неподалёку от палаццо Барберини и фонтана Тритона, но обе эти костницы, вместе взятые, содержат меньше останков, чем одна костяная пирамида в Седлецком соборе.
Согласно легенде, после 1511 года скелеты из могил доставал и складировал в усыпальнице полуслепой монах цистерцианского ордена.
В 1703—1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.
В XVIII веке император распорядился закрыть монастырь. Но потом часовню купила семья старинного и богатого немецкого аристократического рода Шварценбергов, которые наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (Franti?ek Rint) для того, чтобы тот разобрал груду сложенных костей.
Франтишек Ринт обложил стены и своды черепами и перекрещенными костями и развесил кости в некоторых местах. Его работы в Костнице – одни из самых искусных. Ринт работал вместе с четырьмя членами своего семейства, которые отбеливали и дезинфицировали кости, обрабатывая их раствором хлорной извести.
В таком виде собор и дошёл до наших дней.
Парадоксально, не правда ли: католическая ветвь христианства, несмотря на декларируемое устремление к жизни вечной и попрание смертью смерти Иисусом, уделяет столько внимания культу смерти - а как иначе это назвать?
Рассмотрим собор с магической точки зрения.
В первую очередь отметим, что его земля смешана с привезённой монахом частицей Святой Земли, в которой находится Гроб Господень: таким образом, симпатически эта земля является теми вратами, через которые Сын Божий покинул землю, а также, возможно, и вернулся назад. На этом месте просто не могло не возникнуть своеобразных ворот в Некросферу, да простят меня коллеги за употребление модного термина.
Далее, во вторую очередь, количество собранных вместе останков также создаёт высокую напряжённость в тонком мире, особенно учитывая процент "нехороших смертей", но главное не в этом. Мы имеем все условия для появления большого количества комплексных некросущностей, и, как следствие - шанс на существование среди них особей весьма высокого уровня мощи.
И наконец, применение костей усопших в декоре, с одной стороны, не позволяет их духу упокоиться, а с другой - не позволяет и рассеяться, являясь соченанием пытки и поминального ритуала одновременно.
Сочетание всех этих условий должно бы создать на территории Седлецкого монастыря настоящий заповедник неумерших, однако мы этого не наблюдаем. Вероятнее всего, это вызвано сочетанием двух факторов: довольно большого количества монахов среди захороненных и наличия сильной привязки места к христианскому эгрегору.
Тем не менее, мёртвые никуда не исчезли. Монастырь и собор могут удерживать их, но в случае осквернения их сила, в буквальном смысле, "вывернется наизнанку". Так что хорошо подкованный специалист наверняка без особых трудностей сможет устроить там самый настоящий dance macabre - впрочем, говорят. что Чехии к такому не привыкать...
(из библиотеки Ордена Золотого Дракона)